Часовня Даниила Столпника в Енисейске

Часовня Даниила Столпника в Енисейске

Эскиз южного фасада часовни Даниила Столпника в Енисейске

Историческая справка: Проектные чертежи часовни разработаны гражданским инженером С.С.Худзинским в августе-сентябре 1892 года. 12 октября этого же года проект был одобрен комиссией в составе енисейского губернского инженера А.А.Фольбаума и губернского архитектора В.В.Конакотина и подписан енисейским губернатором Л.К.Теляковским. Разрешение на возведение здания было выдано Енисейской духовной консисторией 19 октября 1892 года. Строительство часовни завершено в 1894 году.

Датировка: 1894 год

Современный адрес: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Ленина, 100

Описание объекта:

Часовня располагалась в северо-западной части территории Иверского женского монастыря между зданиями сестринского корпуса и Христорождественской церковью.

Продольно-осевая композиция небольшого сложенного из кирпича здания включала в себя собственно храм с пятигранной алтарной апсидой, небольшой притвор и колокольню. План часовни имел крестообразную форму. Особенностью часовни являлась устроенная под её алтарной апсидой восьмигранная в плане крипта с мощами старца Даниила – особо почитавшегося в Сибири праведника.

Главный кубический бесстолпный объем здания завершался «горкой» разновеликих, расположенных «в перебежку» килевидных кокошников, и увенчивался одной массивной луковичной главой на вертикально вытянутом круглом барабане. Нижний ряд «горки» включал двенадцать кокошников, восемь из которых попарно поднимались над каждой гранью храмового четверика, а остальные четыре над его ребрами. Средний и верхний ряды кокошников имели по восемь элементов, убывавших в размерах к верху.

При небольших размерах здания часовни декоративно-пластический убор её фасадов имел укрупненный масштабный строй, создававший впечатление монументальности объема. Верхние и нижние зоны стен боковых фасадов храмового четверика часовни имели различную пластическую обработку, вследствие чего воспринимались как самостоятельные ярусы. Облегченный антаблемент, завершавший стены четверика, включал небольшого выноса и простого профиля карниз с сухариковым поясом и широкий фриз, в виде поребрика, подчеркнутого горизонтальной тягой. На боковых фасадах часовни полоса фриза прерывалась врезанными в стены полукруглыми крышами ризалитов, а на восточном фасаде – крышей алтарной апсиды. Крупнообломочный карниз, протянутый вокруг четверика на уровне импостов архивольтов, вуалировал истинную этажность объема, отмечая не существующее междуэтажное перекрытие. Ниже этого карниза объем четверика был опоясан еще одним промежуточным карнизом. Поверхности стен, заключенные между этими карнизами (на всех фасадах четверика), были украшены крупными квадратными ширинками и крестами, набранными штукатурными тягами и наложенными на кирпичную кладку. Довольно высокий цоколь четверика и алтарной апсиды часовни имел усложненную профилировку.

Ризалиты северного и южного фасадов главного объема часовни перекрывались цилиндрическими сводами, конструкции которых правдиво выявлялись на фасадах крупными килевидными архивольтами. Арки архивольтов опирались на невысокие с перехватами полуколонки, покоившиеся на уплощенных пьедесталах. Ризалиты имели по одному «венецианскому окну», под которыми были размещены крестообразные филенки. Крупный размер окон был обусловлен необходимостью хорошего освещения интерьера в условиях отсутствия проемов «верхнего света».

Двухъярусная колокольня часовни, вследствие своей незначительной высоты играла менее заметную роль в объемной композиции здания. Четырехгранное основание колокольни имело с трех сторон сквозные арочные проемы, оборудованные лестничными маршами. Над этим основанием колокольни поднимался также четырехгранный ярус звона, каждая из граней которого была прорезана аркой. Верх арочных пролетов колокольни врезался в основание стройного восьмигранного с небольшой главкой шатра, который служил завершением композиции всего сооружения. Верх проемов основания колокольни был оформлен перспективными архивольтами килевидного очертания, опиравшимися на невысокие с перехватами колонки. Аналогичные по форме близко расставленные колонки размещались на внешних стеновых поверхностях устоев яруса звона. Главы главной части здания и колокольни имели металлические «прозрачные» кресты с полумесяцем, установленные на граненые «яблоки» с зеркальным покрытием.

Основное помещение часовни перекрывалось сомкнутым четырехгранным сводом стрельчатой формы, алтарная апсида – конхой. Ризалиты храмовой части здания и притвор перекрывались цилиндрическими кирпичными сводами. Перекрытия в колокольне – сводчатые.

Декоративные элементы здания окрашивались в белый цвет, открытая кирпичная кладка стен красками темных тонов. Металлические покрытия глав — синим цветом.

Эскизный проект воссоздания часовни Даниила Столпника

Часовня Даниила Столпника в Енисейске

План часовни

Часовня Даниила Столпника в Енисейске

Южный фасад

Часовня Даниила Столпника в Енисейске

Западный фасад

Часовня Даниила Столпника в Енисейске

Восточный фасад

Часовня Даниила Столпника в Енисейске

Продольный разрез

Часовня Даниила Столпника в Енисейске

Поперечный разрез

Часовня Даниила Столпника в Енисейске

Проект регенерации Иверского монастыря

Часовня Даниила Столпника в Енисейске

Вид часовни с запада

Часовня Даниила Столпника в Енисейске

Вид часовни с юго-востока

Часовня Даниила Столпника в Енисейске

Вид часовни с юго-запада

Перестройки и утраты: Здание часовни разобрано до фундамента в начале 1920-х годов.

Сведения о реставрации: В 2015 году в Институте архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета при содействии Фонда «Архитектурное наследие Центральной Сибири» разработан эскизный проект воссоздания часовни Даниила Столпника (Архитекторы Чудинова Л.С.,Шумов К.Ю.)

Значимость памятника: Здание часовни Даниила Столпника, несмотря на сравнительно небольшие размеры, благодаря своей развитой объемно-пространственной композиции, богатой пластике деталей и полихромной расцветке фасадов, имело самостоятельное значение в застройке и силуэте енисейского Иверского монастыря. Постройка представляла собой стилизацию композиционных приемов и форм московских храмов XVI-XVII веков с включением отдельных элементов «тоновского стиля». Памятник связан с именем старца Даниила Ачинского – канонизированного в 1999 году Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых.

Источник: naov.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *