Заметки Дяди Фёдора

Моя Сибирь. Енисейск

КЕДРЫ ГРАФА ШУВАЛОВА

Старинный и патриархальный Енисейск, основанный пришедшими через обь-енисейские волоки в 1619 году государевыми служилыми людьми, помимо многочисленных храмов, церквей, других памятников зодчества XVII-XIX веков, имеет место, являющее собой не менее старинный и не менее драгоценный памятник природы. Живой природы, хранящий облик города на протяжении двух-трех веков. Это Абалакский парк-кладбище, появившийся в городе в 1764 году.

Светлейший граф Петр Иванович, фаворит императрицы Елизаветы Петровны и друг Михайлы Васильевича Ломоносова, был человек современный и просвещенный и поступки и дела свои сообразовывал с веяниями тогдашней моды. А модно было в куртуазном XVIII веке иметь людям небедным придворцовые и приусадебные парки и сады, в коих душа возвышенная отдохновение иметь могла. Имея винные откупа по Тобольской губернии, в том числе и в Енисейске, повелел образованный граф Шувалов разбить близ Енисейска великолепный кедровый парк, долгое время славившийся далеко окрест. «При сем городе расстоянием от оного на полверсты есть кедровых деревьев сад величиной саженей на двадцать или на тридцать длины, заведенный бывшим содержателем Каменского винокуренного завода графом Шуваловым», — сообщает московским читателям в 1831 году статский советник И. Пестов в «Записках об Енисейской губернии Восточной Сибири».

Затем в этом прекрасном месте не могла не появиться церковь во имя Абалакской Божьей матери, бывшей тогда покровительницей Сибири, или Входо-Иерусалимская. Ну а раз восемнадцатый век, значит, это сооружение исполнено в стиле барокко, с девятью колоколами и знаменитыми иконами Нерукотворного Спаса и Абалакской Божьей матери. По православному обычаю священников всегда хоронят при храме, а заодно с ними и наиболее уважаемых и почитаемых людей местных. Находили последний приют под шуваловскими кедрами как сторонники просвещенной монархии, так и ее противники. Упокоился здесь и старец Даниил, еще при жизни причисленный к лику святых, вместе с Юлием Васильевым, врачом местной лечебницы, заслужившим от енисейцев памятник на могиле с надписью «Врачу-гуманисту от благодарных горожан». Рядом с ними лежали ссыльный каракозовец Максимилиан Маркс с «борцом против царизма» Томаем Худзинским.

А потом богобоязненная и православная Россия решила, что Бога нет, и к тридцатым годам церковь была закрыта и снесена. Кладбище вместе со «своими» и «чужими» сровняли с землей, церковные кирпичи и могильные плиты пошли на фундамент городской бани — сооружения, более нужного советской власти, чем храмы. Шуваловские кедры и того меньше интересовали строителей «нового мира», и красуется сегодня на месте парка шедевр соцреализма — квадратный городской Дом культуры. А на костях святых старцев и пламенных революционеров возведено здание школы.

Но остался все-таки кусочек былой красоты — около сотни сосен и кедров, помнящих графа Петра Ивановича. Состарившиеся, больные, обгаженные вольно бродящим скотом и имеющие «повреждения антропогенного характера», деревья обрели защитников не в лице государства или местных властей, а енисейских ребятишек, учеников школы N 5. Это они заинтересовались судьбой парка, провели совместно с работниками краеведческого музея историческое расследование, попросили специалистов Енисейского гослесхоза сделать экспертизу состояния деревьев.

Передо мной лежит тоненькая папка, озаглавленная «Абалакский парк. Наше прошлое и будущее…». Цель проекта, авторами которого являются учителя биологии и химии и ученики с седьмого по десятый классы,- защита парка (бывшего городского кладбища) как уникального микроландшафта, созданного человеком. Здесь и требование присудить Абалакскому парку статус охраняемой территории, и запрет на выпас скота, любую хозяйственную деятельность, и геоботаническое описание его. Срок определили себе ребята на конец 2005 года. Чистые и наивные души, не ведающие лукавства, писаных законов и трудностей взрослой жизни, они еще три года назад обратились в городскую администрацию с просьбой о защите Абалакского парка. В ответ ни гу-гу. Запрос в отдел архитектуры и градостроительства принес ответ, что «Абалакский парк является зоной охраняемого ландшафта, состоит под местной охраной по особому режиму содержания исторических зон».

Режим этот, по словам главного лесничего лесхоза Виктора Журавлева, сводится в основном к строительству забора вокруг парка. А лесопатологическая экспертиза, проведенная под его руководством, выявила, что от 300 кедров с площадью 6827,52 квадратных метра «в настоящее время сохранилось 1,6 тысячи квадратных метров. Учтено 94 дерева. На большей части парка отмечается сильное уплотнение почвы. Уплотнение ведет к неизбежной гибели деревьев из-за нарушения воздушного режима корневой системы. Современное состояние парка комиссия оценивает как неудовлетворительное. На день проверки парк является фактически бесхозным объектом, что неизбежно приведет к его гибели.

С одной стороны, местная охрана, да еще по особому режиму, а с другой — объект бесхозный. И, судя по многочисленным коровьим лепехам и ободранной коре деревьев, верить приходится главному лесничему, а не отделу архитектуры и градостроительства. И еще ребятишкам, которые по малолетству нашего взрослого срама не имут и свято полагают, что дяди и тети из городской администрации также озабочены судьбой нашей общей памяти и истории. Потому и организовали специально для этого парка школьное лесничество и со своей мечтой о сохранении парка на краевом конкурсе детских проектов «Я -гражданин России» заняли второе место. В Красноярске патриотический порыв ребят оценили, в Енисейске в ответ — тишина.

Статский советник Пестов в 1831 году еще мог написать, что «роща весьма величественных и красивых кедров сохраняется по распоряжению местного начальства». Через 170 лет я, увы, такого написать не могу. Местному начальству, очевидно, не до шуваловских кедров, не говоря уже о связи времен и поколений, ниточкой между которыми и является это историческое и во многом святое место.

— И все-таки я надеюсь, — говорит главный лесничий, — что ребята из школьного лесничества сумеют пробудить патриотизм в городских чиновниках. Ведь ждать, когда дети подрастут и сами придут к управлению городом, чтобы реализовать свои нынешние проекты и мечты, слишком долго и опасно. Время уйдет…

1,177 просмотров всего, 6 просмотров сегодня

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: