Заметки Дяди Фёдора

Моя Сибирь. Енисейск

История Енисейска и прихода Енисейской Воскресенской церкви

История возникновения прихода.

Приход Градо-Енисейской Воскресенской церкви открыт неизвестно когда. Но по данным клировых ведомостей, надо полагать, что его открытие относится к первой половние XVIII века, так как церковь отстроена в 1747 году. По 1735 год приход назывался Казанским, потому что на месте настоящей Воскресенской церкви была деревянная церковь во имя Казанской Божией Матери, отстроенная в 1714 году. Историческое присхождение названия прихода — не известно. Со времени открытия прихода и по 1794 год история его не известна, потому что ниакаких письменных данных того времени не сохранилось, только из исповедных росписей видно, что в конце 18-го и в начале 19 столетия приход был большой — около 1000 душ, в приходе значилась деревня Яркова, причт ( в то время) был двухклирный, но почему приход к настоящему времени так уменьшился неизвестно. В период с начала 18 столетия до большого пожара в 1869 году приход ничем особенным не отличался кроме того, что был в то время особенно богат и церковь славилась большим благолепием. Большую часть прихода составляют жители города Енисейска, причем и здесь приход разделяется на две части: одна часть расположена в центре города около церкви, другая по Барабановской улице и частью по Арбатской и другим улицам: затем часть прихода составляет деревня Еркалово, отстоящая от церкви в семи верстах за рекой Енисеем.

Расположение.

Как городская часть прихода, так и деревня Еркалово расположены по реке Енисей: местность низменная, благодаря чему часть прихода страдает от наводнения; деревня Еркалово на правом берегу, местность сравнительно не низкая, от наводнения не страдает, но зато окружена болотами и мелким дровяным лесом, климат сырой, нездоровый. О деревне Еркаловой никаких исторических данных нет. Она находится за рекой Енисеем и сообщение с ней не удобное, а во время замерзания реки и вскрытия — невозможное.

Описание церкви.

Церковь в приходе одна, каменная, построена между 1735 и 1747 годами; престолов в ней четыре; главный в честь Воскресения Христова, в южном приделе — Казанской Божией Матери, в северном приделе — Благовещения Пресвятой Богородицы и в верхнем приделе под колокольней во имя Св. Апостола Иоанна Богослова. В 1869 году, 17 августа, во время большого пожара храм обгорел снаружи и внутри кроме южного Казанского придела; вся утварь, иконостасы и прочее сгорело, осталось лишь то, что было в Казанском приделе. Во время пожара в храме сгорели священник Илия Хнюнин с женой и церковный сторож. В 1870 и в 1871 году храм снаружи весь и частью и внутри был отремонтирован и 29 июля Казанский придел был освящен; в 1872 году и 1873 году производились исправления и возобнавления внутри храма в 1873 году освящен Благовещенский придел, в 1875 году Св. Иоанна Богослова; в 1875 и в 1876 годах был отстроен иконостас в главном Воскресенском приделе на средства потомственного почетного гражданина Николая Никоноровича Дементьева и освящен 21 мая. В храме имеется много старинных вещей, из которых многим нельзя установть года существования. Из старых икон уцелели следующие: Икона Св. Великомученицы Варвары, Священномученика Харлампия, Алексия , человека Божия, Священномученника Власия и преподобной Пелагии, которые существуют с 1790 года. Два Евангелия — одно с 1707 года, другое с 1735 года; богослужебные книги и другие книги; 1 служебник всех трех чинов литургии ( листы литургии Иоанна Златоуста вырваны ) времен царя Алексея Михайловича; 3 октоих в двух томах, издания 1765 года; 4 книги Минеи месячной издания 1724 года; 5, служба Иоанну Воину — 1707 года; 6, Цветной триод нотного пения, рукопись попа Ивана Михайлова 1732-1733 года, поучение о догматах веры — 1792 года. Кроме того есть ризы, плащаницы, дарохранительница и другие предметы весьма древние, но без обозначения времени начала своего существования. В церковном архиве документы хранятся с 1791 года, кое что из документов уничтожено пожаром в 1869 году. Особенно важных и достопримечательных документов нет, церковной летописи не имеется. Церковная библиотека достаточна по количеству и содержанию. Благочининской библиотеки не имеется. Из икон есть весьма чтимая местная икона Казанской Божией Матери, находящаяся в иконостасе Казанского придела, история ее происхождения неизвестна. Особо установленных праздников нет, кроме храмовых и некоторым местным иконам , нет, а также особенных крестных ходов и обычаев с суевериями нет.

Состав прихода по поселениям

Кроме прихожан,  жителей Енисейска в составе прихода жители деревни Еркаловой.

Образование (школы, лицеи)

В приходе молитвенных домов, часовень, церковных школ, приходских учреждений и организаций нет.

Описание причта.

Штатный причт состоит из священника и псаломщика. Священник получает жалования от казны 300 руб. в год., псаломщик 150 руб., руги и жалования от прихожан нет. За требоисправление причтом выслужено в 1915 году 628 руб.95 коп., в 1914 году 633 руб.83 коп. Причтовый дом один, каменный, двухэтажный, пожертвован в 1807 году прихожанином Козициным Ф.В.; верхний этаж с пожара в 1869 году не отделан и пустует, нижний ремонтирован в 1912 году, но для помещеня причта весьма не удобен, а потому отдается причтом под торговые помещеня, причт же помещается в наемных квартирах. Никаких земельных, лесных и сенокосных угодий у церкви и причта не имеется. Капитал причта в % бумагах на 6092 руб. 77 коп. Церковный капитал в % бумагах на 624 руб. 16 коп.

Общая информация о жителях прихода. 

Населения в приходе считается 190 душ мужского пола и 197 душ женского, в том числе 53 душ мужщин и 46 душ женщин крестьяне деревни Еркаловой. Население прихода преимущественно из сибирских старожилов и частью из ссыльных казаков; все православного вероисповедания. Никаких инославных исповеданий, раскольников и сектантов в приходе нет. Занятия жителей прихода прихода разнообразны; в Енисейске многие занимаются торговлей, некоторые — ремеслами, есть и рабочие; в деревне Еркаловой жители занимаются преимущественно сельским хозяйством; продукты свои они сбывают в г. Енисейске.

1,792 просмотров всего, 8 просмотров сегодня

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: